Яндекс.Метрика

Эта поездка в Японию меня впечатлила!

– Дима, спроси у мастера, почему он стал так медленно суши делать?

– Лёша, я тебя предупреждал, мастеру надо наливать только после ужина!

Дима – это мой «японский» друг. В кавычках, потому что по-настоящему он русский, но 25 лет живёт в Японии. Как поступил там в университет, так и остался... По манере общения и культуре от местных уже мало отличим, даже внешне стал похож! Приставку «японский» ещё получил, потому что дружит с японцами, ходит с ними на рыбалку. Явление нечастое: понятно, везти бизнес с русскими, но чтобы прямо дружить... Так не принято.

Мастер, Ямашита-сан, хороший Димин друг. «Мастер» в Японии – владелец и шеф-повар суши-бара в одном лице. Мы довольные заседали за барной стойкой в ожидании очередной порции тунца. Мастер был ещё более доволен: мы периодически подливали виски ему в бокал. Ямашита-сан – любимец всех русских, которые прилетают к Диме по работе, покататься на лыжах или просто отдохнуть.

На полочке в кафе куча разных матрёшек, никто не приезжает с пустыми руками. Рядом висят самурайские мечи. А на ногах мастера – сандалии, в которых выступают актёры известного японского театра Кабуки. Через пару часов мы уже фотографировались с Ямашита-сан за барной стойкой с мечами, а Дима изображал театр Кабуки, надев деревянные сандалии и выщёлкивая барабанную дробь по полу заведения.

Японцы во многом похожи на русских, любят вкусно поесть и повеселиться в компании друзей. Ямашита-сан – добрый и открытый человек, понимает все наши шутки, любит постоянных гостей, и особенно русских.

– Лёша, ты должен съесть хотя бы одну живую рыбку, это посвящение в любителей суши в этом заведении. – Дима, смеясь, кивает в сторону аквариума с маленькими рыбками, что стоит на баре.

Затем, видя моё недоумение, показывает пример, не забыв изобразить, как рыбка барахтается в его желудке. Впоследствии, путешествуя по Японии, я ел суши с сырой курицей, сырую конину и даже запрещенную в Японии говяжью сырую печень. В общем, глотать живую рыбку – только разминка: японцы просто помешаны на сырой еде. Впрочем, рыбками всё не закончилось: Дима, улыбаясь, заказал у мастера ещё одно блюдо. Им оказались гнилые бобы, популярные у японцев, пришлось пробовать под напором друга. Пока я их жевал, кривясь, Дима с мастером смеялись и что-то обсуждали на японском.

Жена мастера не сильно любит визиты Димы с русскими друзьями и очень сдержано относится к последующему веселью. Но как настоящая японка всё терпит. Какое-то время спустя мы включили русские песни и стали знакомить Ямашита-сан с российской эстрадой, во всё горло подпевая Шнуру. Немногочисленные посетители суши-бара, наверное, были в шоке. Подобную горячую вечеринку в маленьком городке Фукуи, где русских за последние лет пять практически нет, редко увидишь.

Когда-то с Фукуи во Владивосток ходили корабли с японскими автомобилями, но повышение пошлин на ввоз иномарок в Россию и курса доллара сместил процесс в Тояму. Оттуда, несмотря на все кризисы, продолжали понемногу везти машины. В 2017-2018 годах россияне, привыкнув к курсу доллара (как и прогнозировалось), опять начали заказывать автомобили. Однако в Фукуи пока никто не вернулся. Дима живёт здесь, не занимаясь отправками автомобилей. Основный бизнес Димы и хобби – продажа катеров в Россию. Во Владивостоке 90% катеров привезены из Японии. Когда «японский» друг приезжает в гости, и мы выходим в море, он только и успевает показывать: «смотри, этот катер я отправлял».

Из кафе ушли глубокой ночью. Суши действительно хороши, особенно из тунца, его здесь четыре вида. В России тунец не ловят, поэтому он доходит до нас только в мороженом виде. Кстати, суши с тунцом можно заказать и во Владивостоке, но получается не так вкусно, как в Японии. Японцы очень любят эту вкусную рыбу и каждый год после очередного новогоднего аукциона тунца, поражают общественность новыми цифрами. Самый дорогой тунец был продан в 2013 году, он стоил 155.000.000 йен, это около 1,3 миллиона долларов (по курсу на то время). В прошлом году продали 212-килограммовый экземпляр за 74, 2 млн йен (около 640.000 долларов). Все главные рестораны Японии по продаже суши борются за право заполучить тунец года и выиграть аукцион, что считается очень престижно.

Обратно домой возвращались, вызвав водителя, в Японии с этим строго, как и с соблюдением остальных правил и законов. Превысил скорость – получишь дырку в правах, что потом грозит их лишением. В Фукуи 80% машин – с объёмом двигателя 660 см3, за них меньше ежегодные платежи, не говоря о расходе топлива. У автомобилей даже номера другого цвета. На них удобно парковаться, места в Японии мало, а улицы и парковки в Фукуи – небольшие. В итоге вместе с крошечными машинами вокруг иногда создаётся ощущение города в миниатюре. Дима же, как настоящий русский, ездит на большом 3-х литровом Крауне. Парковка суши-бара на такие машины не рассчитана; японец-таксист, увидев, что наша машина наполовину вылезает на проезжую часть, долго потом шутил по этому поводу по дороге домой.

Впрочем, вторая машина в семье, у жены Димы, крошечная – с мотором 660 cm3. И всё потому, что вторая большая на парковку под домом просто не войдёт. Сам дом типичный для Японии – двухэтажный, с аскетичным дизайном, без наших супер-ремонтов, но внутри всё смотрится красиво и гармонично. Наверное, такое возможно только в Японии. Расстояния до соседей практически нет, здания на улице едва не соприкасаются крышами, во дворе у каждого крошечный огородик. Самая технологичная вещь в доме – унитаз. Подходишь – крышка сама открывается, пульт подаёт воду под напором в заданном направлении (есть выбор температур), гудит фильтр, музыка играет, в общем интересный и полезный гаджет, если так, конечно, можно назвать унитаз.

Полы в доме скрипят, когда засыпали, чувствовали, как задувает ветер куда-то в щель, ощущение, будто здание из соломы, что, впрочем, нормально для японских жилищ. Зимой, несмотря на то, что сильно низких температур нет, в таком доме очень холодно и его сложно (а главное, дорого) отапливать электрическими обогревателями. Центрального отопления, конечно же, нет. Вы где-нибудь встречали его, кроме России? Я нет!

***

На следующий день Дима пообещал отвезти нас в онсен, на целебные источники вулканического происхождения. Онсен располагался на территории 5-ти звёздочного отеля, где японцы останавливаются отдохнуть, поправить здоровье лечебными водами и спа-процедурами. Секрет состоял в том, что даже сторонние гости, заплатить 800 иен (около 5 долларов), могли пройти в онсен. Горячие купальни размещались во дворике отеля, среди красиво выложенных камней и цветущих растений, под куполом с арками в японском стиле. Осенью расслабляться в них особенно приятно. Звучала музыка для медитации. Спокойно и тихо. Вокруг и внутри тебя…

Но настоящую красоту онсенов мы ощутили позже, когда отправились в горы. Там мы блаженствовали в естественных ванных в дикой природе, напротив водопада, в лесу, который уже пестрел осенними красками. Дима сказал, что по японской традиции мы должны заходить в онсен голыми. Объяснил, что при принятии общих ванн японцы всегда полностью раздеваются, никого не стесняясь, в независимости от пола и возраста. В итоге мы с Димой залезли в воду в чём мать родила. До сих пор не знаю, шутил мой друг или нет, но никто из японских туристов в онсен не зашёл: ни голый, ни одетый. Было и смешно, и стыдно, но Дима был непреклонен, объясняя, что «потом вылезать холодно, вот никто и не присоединяется». Впоследствии мы часто ходили в онсены, но при отелях, где купальни разделены на мужскую и женскую территории, так что проверить Диму на честность не было возможности. Однажды, находясь в парилке одного из онсенов, я прилёг, прикрыв глаза. Рядом сидел японец с двумя сыновьями. Едва младший начал громко говорить, отец сразу же попросил его быть тише, мол человек отдыхает, не мешайте.

***

Выезжая из района, где живёт Дима, попали в небольшую яму.

– Надоела уже, завтра же позвоню в администрацию, чтобы заделали. –Дима сказал это обыденно, не замечая мою улыбку. Сразу видно, человек не живёт в России больше 20 лет!

Путь лежал в историческую деревню Сиракава-го, включённую в список ЮНЕСКО. Это очень уютное и красивое место в распадке между гор, где сохранились дома в традиционном японском стиле с соломенными крышами. Остановились в гостевом японском доме минсюку. Именно во время такого проживания лучше всего знакомишься с традиционным японским бытом и культурой. Кроватей нет, спали на полу, на татами (маты из тростника и рисовой соломы). Раздвижные двери в комнатах – сёдзи –оклеены тонкой полупрозрачной бумагой, на окнах бамбуковые решётки. В очередной раз удивлялись, что японцы, несмотря на всю технологическую развитость страны, не гонятся за роскошью. Туалет и ванная (офуро) общие, но цена в сутки в минсюку как за хороший отель, а номера расписаны на недели вперёд: туристы охотятся за японским колоритом. На стенах фотографии с автографами местных и зарубежных знаменитостей, которые останавливались здесь.

***

Из Сиракавы-гоу держим путь в Киото. Дорога пробита через горы, периодически двигаемся через тоннели, самый длинный – 11 км (!). Дима едет медленно, не нарушая правил, и не поддаётся ни на какие уговоры хотя бы немного поднажать. Рассказывает, мало того, что везде камеры, так ещё гаишники выезжают на трассу на обычных (без опознавательных знаков) машинах и «радарят» водителей прямо на ходу.

***

В Киото попадаем вечером, в главных храмах всё – деревья, здания, сады камней освещены прожекторами. Сказочно красиво в золотую осень! Включается подсветка только два раза в год: осенью и весной на цветение сакуры. Ходим по храмам, медитируем в садах камней, смотрим на отражение деревьев в воде и наслаждаемся гармонией и тишиной. «Ловим свой дзен», – как говорят японцы. Сложно передать эмоции словами, но будто что-то изменилось внутри меня после таких вечерних прогулок по японским святыням.

После храма зашли в кафе заказать суши. За кружкой японского пива Дима затеял профессиональный разговор:

– Лёша, вот сколько лет ты покупаешь у меня катера, а никак не можешь привыкнуть к особенностям ведения бизнеса с японцами!

А особенности действительно имеются.

Японцы часто выставляют на продажу катера (да и другую технику) вообще без цены. На вопрос о цене отвечают: назовите свою стоимость, за которую готовы купить? Назовёшь низкую цену, обидишь продавца, он поймёт, что с тобой иметь дела в дальнейшем ему не выгодно. Если цена приемлемая, и он соглашается с ней, необходимо сразу же совершать покупку. Иначе будешь для японца «балаболом» и несерьёзным бизнес-партнёром. Если в этот день продавцу поступит предложение с удвоенной ценой, он откажет, потому что договорился с тобой. Для японцев это важно, они обычно не берут предоплату, ориентируюсь на устную договорённость. Для них немыслимо, если партнёр дал согласие, а потом передумал. Ещё можно быть уверенным, что на все конкретные вопросы про техническое состояние товара ответ будет честный. Обман исключён. Однако продавец может умолчать о чём-то, если не задан вопрос. Например, продавец выставил 50 фотографий катера, но задняя правая сторона корпуса судна не сфотографирована. Если спросить, японец сразу скажет, что там небольшой дефект пластика. А не спросить – так и промолчит. Японцы не обманывают, но порой умалчивают.

Всё это мы обсудили с Димой, поглощая очередную порцию суши с тунцом, которое прямо-таки таяло во рту. Пили, следуя японским традициям, тёплое саке и запивали его разливным пивом. В России хорошо известно только одно японское Asahi. Но большинству русских (и мне в том числе) намного больше понравился Kirin и Suntory. Японцы очень любят пиво, поглощая его в огромных количествах. Вообще, в магазинах глаза разбегаются от количества японских товаров с уже почти родными иероглифами на них: алкогольных и безалкогольных напитков, БАДов и т.д. Всё это популярно во Владивостоке, но, понятно, нет такого разнообразия и цены намного выше.

Мы прожили в Киото пять дней, снимая дом. На утро перед отъездом я обнаружил Диму на кухне, копающегося .... в горе мусора. Отходы он распределял по трём прозрачным пакетам разного цвета (уж не знаю, откуда он из взял!). Японцы очень щепетильны в вопросах утилизации мусора, понимая, насколько густо населена их небольшая страна. Нельзя просто выкидывать все отходы в одну урну, их необходимо делить на: сгораемые (бумага), несгораемые (стекло) и подлежащие утилизации (пластиковые бутылки). На каждый вид мусора в городах назначен свой день и время вывоза. Отходы должны помещаться в прозрачные пакеты, чтобы работники службы вывоза мусора могли проконтролировать правильность их распределения. За неправильную утилизацию предусмотрен штраф. Есть ещё четвёртый вид мусора – негабаритный. Если сломался, например, телевизор, следует вызвать специальную службу. За утилизацию придётся заплатить (около 3000 рублей за телевизор, или, например, за комплект старых покрышек).

Наверно еще м потому в Японии так популярен интернет-аукцион Yahoo. Японцы устаревшую вещь выставляют на аукцион и покупают новую. В итоге экономят на утилизации. Но часто это обусловлено и высоким уровнем жизни: новая модель лучше старой. В интернете ежедневно выкладывается огромное количество различных товаров и техники. И хотя китайские интернет-аукционы заметно потеснили японские, российские покупатели отдают предпочтение товарам премиум-класса, покупая музыкальное оборудование: колонки, гитары, усилители, микшеры; запчасти и тюнинг для японских автомобилей, катеров и мотоциклов, литьё с резиной, товары для отдыха высокого качества.

***

Остановка в городе Нара запомнилась огромным парком оленей, которых можно погладить и покормить, настолько они привыкли к туристам. Территория парка не огорожена, но умные животные никуда не убегают, им комфортно на природе, а не среди построек из бетона. Правда, отдельные особи всё-таки прогуливаются в городе. Нам пришлось аккуратно обходить двух оленей, вольготно расположившихся перед входом в магазин, чтобы пройти внутрь.

Много ещё удивительного повстречалось в Японии: небоскрёбы огромного Токио, остров Одайба из мусора, на котором живут люди; сумасшедшие аттракционы Universal Studio в Осаке, вокзал в Киото, где можно встречаться с друзьями прямо на лестнице, выпивать пиво и смотреть концерты; легендарный автомобиль Toyota Century, работающий в такси; самый густонаселённый перекрёсток в мире; дорога, которая тянется в гору серпантином на высоту больше километра, виды на японские вулканы (здесь не только одна Фудзияма), скоростные поезда-синкансены, которые ходят точно по расписанию (опоздание на минуту не допустимо).

***

На следующий год летом Дима приехал к нам не один, а с друзьями-японцами, некоторым лет по 60, и они никогда не были в России. Таких в Японии большинство, хотя Владивосток рядом, всего два часа полёта. Одна из причин, пожалуй, в том, что японские туристические компании совсем не ориентированы на российский туризм. Самостоятельно путешествовать старое поколение японцев побаивается, сказываются закрытость страны и отсутствие знания хотя бы английского. Многие банально побаиваются, думая о безопасности. Молодое поколение японцев уже начинает появляться летом в центре Владивостока, но пока ещё заметно проигрывая туристам-китайцам в количестве.

«Нашим» японцам понравилось во Владивостоке. Мы c Димой свозили их в деревню, показали русский быт, хозяйство, угостили национальной домашней кухней. Отправились с ними в лес, где они первый раз в жизни собирали грибы, стреляли из моего охотничьего ружья, что привело их в восторг. На обратном пути гости удивлялись огромным незаселённым территориям. В Японии при переезде из города в город видно, что вся пригодная земля либо под пашнями, либо заселена.

На следующий день показали японцам Владивостокскую крепость, одно из самых крупных фортификационных сооружений в мире. Только форт №2 состоит из 3,5 километров подземных ходов! Вышли вместе в море и даже совместно отремонтировали отказавший двигатель. Полные впечатлений, гости улетели домой рассказывать друзьям о том, как Россия отличается от Японии, о том, какие мы разные, русские и японцы, но в то же время во многом одинаковые и интересные друг другу. Для бизнеса, взаимных туристических визитов, а иногда – даже для настоящей дружбы! 


Директор компании
Япония Трейд

Поделитесь, если вам понравилась наша статья

Оставить заявку на авто
Подберем для вас лучший вариант, вышлем актуальную стоимость и расскажем схему работы.
*Оставляя заявку Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку на мотоцикл
Наш менеджер свяжется с Вами для уточнения деталей и условий покупки мотоцикла с аукциона Японии.
*Оставляя заявку Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Отправить заявкуна расчет стоимости

WhatsApp на телефоне
Наведите камеру телефона
Оставить заявку